Земельный участок в собственность от государства

земельный участок в собственность от государства

В каком порядке граждане или юридические лица могут приобрести земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки могут быть приобретены гражданами в собственность, в аренду и на основании иных предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации прав. Исключение составляют земли не подлежащие передачи в собственность по ряду ограничений и отягощения согласно законодательства.

До утверждения нового ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной собственности, приобретались гражданами и организациями на основании законодательства о земельной реформе. Кроме того, в соответствии с ГК РФ не исключалась и возможность приобретения земельных участков на основании сделки и по решению суда.

В соответствии со ст. 20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления для выполнения ими возложенных на них функций. Часть 2 указанной статьи устанавливает то основное правило, согласно которому основания бесплатного приобретения земель из государственной или муниципальной собственности могут быть предусмотрены только федеральными законами или законами субъектов РФ. Таким образом, с момента вступления в силу настоящего Кодекса основания для бесплатного приобретения земель из государственной собственности гражданами или юридическим лицами, предусмотренные указами Президента РФ, теряют силу.

Полномочиями по предоставлению земельных участков из государственной или муниципальной собственности обладают органы государственной власти или местного самоуправления в соответствии с предоставленной им компетенцией (см. ст. 9-11 настоящего Кодекса).

Основной формой заключения договоров по приобретению прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, являются торги (см. ст. 30, 38 настоящего Кодекса и комментарии к ним). Это прежде всего договоры купли-продажи и договор аренды. Хотя не исключается и возможность заключения договоров без проведения торгов.

Какие участки нельзя приобрести из государственной собственности

Полный список земельных участков, изъятых из постоянного оборота и не подлежащих участию в приватизационных процедурах, указан в статье 27 действующего Земельного Кодекса РФ.

Какой земельный участок в собственность не может быть передан

Невозможно платно или бесплатно оформить право собственности на участок земли  если это:

  • государственные природные заповедные зоны;
  • федеральные парки;
  • объекты, находящиеся в распоряжении Вооруженных сил РФ;
  • объекты ФСБ;
  • гражданские и воинские захоронения;
  • сооружения инженерного типа;
  • коммуникационные линии.
Важно!
Обращаем внимание, что ни при каких условиях не сможет быть проведена приватизация земель, размещенных в пределах береговой линии каждого конкретного водоема. Отсуда можно сделать вывод что любые строительные объекты имеющие статус частного владения на берегах водоемов общего пользование не законны.

Обобщим в немножко другом ракурсе — нельзя приватизировать или получить в собственность земельные участки:

  • входящие в государственный/муниципальный лесной или водный фонд;
  • входящие в состав охраняемых природных объектов;
  • зараженные опасными химическими веществами или подверженные систематическому биогенному загрязнению;
  • закрепленные для реализации федеральных или муниципальных нужд;
  • располагающиеся на земельных участках, предназначенных для размещения специализированных транспортных средств или обеспечения деятельности в морских и речных портах;
  • не подлежащие отчуждению в пользу физических или юридических лиц на основании норм действующего законодательства Российской Федерации.

Кто дает разрешение на право передать земельный участок в собственность

Конституцией России установлено, что земля — общенародная собственность. (ст.9) Данное конституционное положение надо понимать так, что в собственности народа находится вся территория страны. В то же время выделенные из общенародной собственности, отдельные земельные наделы, участки могут находиться в собственности, как юридических, так и физических лиц.

Суть понятия собственности и прав на нее, в нашем случае, на землю, включает в себя три составляющих его части: объект. Т.е. земля, надел, земельный участок; субъект, т. е. лицо, владеющее землей. Государство, республиканские, областные, краевые, муниципальные органы управления, частные лица, организации, предприятия; содержание. Все права на собственность, которыми наделен владелец. На последней составляющей остановимся и рассмотрим ее подробней. К правам собственника относятся распоряжение, владение, пользование.

Владение – фактическое обладание землей, подтвержденное в установленном законом порядке и основанное на нем. Пользование – применение земли для достижения своих целей. Ограничивается установленным законодательством целевым назначением участка. Он может использоваться только по тому назначению, которое определено законом.

Распоряжение – говоря просто, это возможность поступать по своему усмотрению, продавать, передавать в дар, завещать и тому подобное. Однако, отданные собственником земли распоряжения, будут иметь силу закона только в том случае, если они отданы в соответствии с нормами действующего законодательства. Надо отметить, что полной и абсолютной свободы в обладании собственностью не существует. Права собственника регулируются законодательством. Владелец земли в данном случае исключением не является.

Комплект документов, необходимый для получения разрешения на право пользования участком земли

Собрав комплект документов для получения разрешения на использование земельного участка, необходимо обратиться в уполномоченный орган. В каждом из регионов работает государственный орган, решающий вопросы, связанные с порядком предоставления земли в пользование. Передать документы можно одним из нескольких способов:

  • лично;
  • через доверителя;
  • переслать по почте.
  • переслать в электронном виде.

Заявление может быть составлено в произвольном виде или написано на бланке, который можно получить в уполномоченном органе. Кроме того, допускается электронный вид заявления. К заявлению прикладываются следующие документы:

  • паспорт гражданина, свидетельство о регистрации ИП, ЮЛ;
  • если заявление подает поверенный, его доверенность;
  • кадастровый паспорт;
  • выписка из ЕГРП;
  • лицензия (если получение земли связано с геологическим изучением).

Заявление рассматривается в течение 25 дней. После того как уполномоченный орган примет решение, ему законом отводится 3 дня на то, чтобы поставить в известность заявителя. Возможно несколько вариантов по итогам рассмотрения заявления:

1. Получение разрешения. Разрешение дает право на использование земли в течение определенного срока. В разрешении должны указываться следующие данные:

  • указание на обязанность заявителя о выполнении требований ЗК РФ;
  • информация о возможности досрочного прекращения действия данного документа;

Правила выдачи разрешения  земельный участок в собственность устанавливают, что отказ в выдаче разрешения должен быть мотивированным. Для этого закон устанавливает следующие обстоятельства:

  • цели использования земли не отвечают требованиям законов;
  • документы, которые приложены к заявлению, неверно оформлены;
  • участок земли уже отдан в использование;
  • предоставление неполного комплекта документов.

Разрешенный вид использования земли можно изменить. После отказа уполномоченного органа в выдаче разрешения на основании того, что цели использования земли не подходят под ее разрешенный вид, необходимо собрать разрешения от собственников соседних участков, составить заявление в уполномоченный орган о возможности изменить вид разрешенного землепользования.

Документы подаются под расписку, лично. Если существует необходимость отправить документы по почтовому каналу, то необходимо сделать это заказным письмом.

Заявитель должен удостовериться, что документы приняты уполномоченным органом. Для этого на почте необходимо заказать уведомление о вручении документов. Результата о рассмотрении данного вопроса следует ожидать примерно 45 дней. В течение этого времени гражданин получает отказ или решение о праве на земельный участок в собственность.

В случае положительного ответа гражданин должен оформить документы и зарегистрировать новый статус земли в управлении кадастра и картографии, работающем по месту нахождения земли.

2. Отказ в выдаче разрешения в письменной форме. Об отказе выносится постановление.

Порядок обжалования отказа в получении разрешения на использование земельного участка

Предусмотрен судебный и до судебный порядок обжалования отказа в выдачи разрешения. В до судебной процедуре отказ оспорить можно на основании того, что положения для выдачи отказа не содержатся в законодательстве РФ.

Для этого подается заявителем жалоба в орган, принявший решение. Жалоба подается несколькими способами:

  • лично;
  • отправляется по почтовому каналу;
  • через МФЦ;
  • в электронной форме.

Судебный порядок состоит в том, что заявитель обращается в орган с исковым заявлением в суд районного уровня. К иску прилагается копия отказа и иные документы, затребованные судом В зале суда необходимо доказать, что отказ является неправомерным, что законные основания для отказа отсутствуют.

Направление копии разрешения в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный земельный надзор

Уполномоченный орган в десятидневный срок должен отослать копию документа со схемой о границах участка в орган исполнительной ветви власти, который уполномочен осуществлять государственный контроль.

Под государственным земельным надзором понимается работа уполномоченных органов исполнительной ветви власти, которая направлена на предупреждение и пресечение нарушений требований законов.

Контроль со стороны органов земельного надзора осуществляется в форме проверок ИП, компаний, граждан, а также сюда включена работа по регулярному наблюдению за субъектами земельных правоотношений в отношении соблюдения требований, которые содержатся в правовых нормах.