Если более 25% акций АО находится в государственной собственности, может ли такая организация приватизировать земельный участок?


Из содержания ст. 5 Закона о приватизации следует, что покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25%, кроме случаев, предусмотренных ст. 25 настоящего Федерального закона.

Федеральным законом от 9 мая 2005 г. п. 1 ст. 5 Закона о приватизации был дополнен абзацем, согласно которому ограничения, установленные настоящим пунктом, не распространяются на собственников объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на относящихся к государственной или муниципальной собственности земельных участках, при приобретении указанными собственниками этих земельных участков.

Данная поправка введена в связи с необходимостью согласования Закона о приватизации и ЗК РФ.

Так, ст. 2 ЗК РФ установлено, что нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Земельному кодексу РФ. Таким образом, высшую юридическую силу в регулировании земельных отношений, и в том числе связанных с приобретением прав на земельные участки, имеет ЗК РФ.

В свою очередь, ст. 3 Закона о приватизации устанавливает, что он регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении, в том числе земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы.

Исходя из указанных выше положений ЗК РФ (и эта точка зрения полностью нами разделяется), порядок приватизации земельных участков, закрепляемый иными нормативными актами, не должен противоречить нормам Земельного кодекса РФ.

Кроме того, Федеральный закон “О приватизации государственного и муниципального имущества” является нормативным актом гражданского законодательства, принятым в развитие в том числе ст. 217 ГК РФ. Приватизация же представляет собой правоотношения, относящиеся и к обороту земельных участков. Относительно правового регулирования оборота земли ст. 129 ГК РФ установлено, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Много полезной информации для безопасной жизни и снижения «индекса страха» можно найти на сайте.

Материалы по теме: